Твердая рука

01.04.2021
Источник: katrenstyle.ru

Мониторить ситуацию с ценами

27 февраля 2021 г. Правительство РФ приняло Распоряжение от 27.02.2021 № 497‑р о постоянном мониторинге ценовой ситуации на потребительском рынке.

Полномочиями по его проведению наделено Минэкономразвития. В случае выявления тенденции к ускоренному росту цен на товары и услуги, существенно превышающему уровень инфляции, Минэкономразвития отправит информацию об этом в другие министерства и ведомства.

В частности, информация о динамике цен на лекарства, медизделия, медицинские и санитарно-оздоровительные услуги будет направляться в Минздрав. Дальше

Минздрав совместно с тем же Минэкономразвития, ФАС и другими заинтересованными ведомствами проведёт комплексный анализ роста цен и при необходимости представит в правительство «предложения по мерам экономического регулирования».

О том, что это за меры говорится в Законе № 67‑ФЗ. Если коротко, то правительство теперь вправе устанавливать предельные отпускные цены производителей и предельные размеры оптовых и розничных надбавок не только на препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, но также и на препараты, не указанные в этом списке. Такая мера дополнительного регулирования цен может действовать в течение 90 календарных дней.

Георгий Побелянский, генеральный директор фармацевтической компании «ВЕРТЕКС», отмечает, что тема мониторинга цен на социально значимую продукцию возникла в условиях непростой экономической и эпидемиологической ситуации, и мотивы правительства, конечно, можно понять. В то время же эксперт обращает внимание на то, что если сложатся условия, которые позволят правительству перейти к активным действиям и применить механизмы дополнительного регулирования цен, то это будет сопряжено с ограничениями для представителей фармотрасли.

«Один из ключевых форс-мажоров на конкурентном рынке в нашей стране — девальвация рубля. Если она влечёт за собой значительный рост цен, то это кризис. В таком случае имеет смысл контролировать причину, то есть девальвацию (возможно даже искусственно зафиксировать курс национальной валюты), а не её следствие. Или вспомнить, сколько стоил рубль, когда нефть была по 66 долларов за баррель и задуматься, почему сейчас не так», — комментирует Георгий Побелянский.

«Главный вопрос, — продолжает Георгий Побелянский, — что делать бизнесу, если всё в мире взаимосвязано: если рубль упал на 10–30 %, то и прибыль уменьшилась в разы, а затраты компании никто не отменял, фонд оплаты труда сократить нельзя, оборудование с сырьём тоже дешевле не станут. В таком безвыходном положении остаются либо дотации государства, либо рост цен. Идеалом для фармпроизводителя (и не только) был бы крепкий рубль, чтобы можно было гордиться, желательно по курсу один к одному. В СССР же был доллар по 60 копеек. Что сейчас мешает?»

Георгий Побелянский обращает внимание на то, что рост себестоимости и цен в основном возникает по причине зависимости от импорта: субстанций, вспомогательных веществ, упаковки, оборудования, запчастей. «Почти всё, что делается для фармы и на уровне фармацевтического качества — иностранное, либо с большой долей иностранных комплектующих. Поэтому постоянная озадаченность государства тем, что при расчётной инфляции в 3 % цены почему‑то выросли практически на все товары, не только на лекарства, не совсем имеет отношение к реальной ситуации. В связи с пандемией наблюдался дефицит сырья, так как лекарства требовались по всему миру. Из-за ажиотажного спроса, а также необходимости компенсации потерь от пандемии многие поставщики подняли цены в валюте. Всё объективно стало дороже, особенно с учётом ослабевшего рубля», — поясняет эксперт.

Коротко и ограниченно

Не следует забывать, что рынок сам по себе — лучший регулятор цен. Георгий Побелянский обращает внимание на то, что для фармотрасли характерна высокая конкуренция, и значит, естественные рыночные механизмы формирования цен в ней функционируют активно. А искусственные инструменты, по его мнению, возникают от безысходности, в реальной экономической модели их быть не должно. Опять же имеет смысл бороться с причинами «заболевания», а не с симптомами.

Эксперт отмечает, что любое регулирование, отличное от рыночного, может привести к перекосам — дефициту, потерям, проблемам долгосрочного развития, сворачиванию новых проектов и разработок, планов по созданию мощностей, затуханию всей отрасли. Поэтому дополнительное регулирование цен, если оно нужно, должно быть краткосрочным, как в случае с регулированием цен на продукты. Это подчёркивали в правительстве и призывали не впадать в регуляторный раж, чтобы административное регулирование не привело к снижению производства или долгосрочных инвестиций.

На длительный же период логичны меры долгосрочного государственного стимулирования или субсидирования отечественного фармпроизводителя, полагает Георгий Побелянский. «Вопрос заключается в том, какой в государстве хотят видеть фармпромышленность страны через 15–30 лет. Будут ли российские компании на уровне «Биг Фармы» или придётся выпускать на зарегулированном рынке только дженерики и скрести по сусекам, чтобы купить лишнюю запчасть для оборудования? Бизнес должен зарабатывать прибыль. Только прибыль можно вложить в развитие и инновации. При постоянно возрастающей регуляторной нагрузке никаких сверхприбылей у производителей нет и не предвидится», — констатирует Георгий Побелянский.

Полностью в источнике


Рейтинг@Mail.ru