Генеральный директор ЗАО "ВЕРТЕКС" Георгий Побелянский дал интервью газете "Санкт-Петербургские ведомости"

28.05.2014 г.

"Санкт-Петербургские ведомости", выпуск  № 096 от 28.05.2014

Подложить свою пилюлю
Доля российских лекарств в аптеках приближается к 30%

Галина НАЗАРОВА

Ключевой темой завершившегося недавно Петербургского международного экономического форума был поиск путей экономического развития нашей страны. Фармацевтическая промышленность – одна из тех отраслей, которые должны стать индустрией будущего России. А северная столица – один из немногих регионов, где предприятия фармкластера развиваются в рамках особой экономической зоны «Санкт-Петербург» – на действующей площадке «Нойдорф» и строящейся «Новоорловская». Помимо северной столицы фармкластеры работают в Татарстане, Московской, Калужской, Ярославской областях и ряде других регионов. О том, как чувствуют себя производители лекарств в Петербурге, нашему корреспонденту рассказал генеральный директор компании «ВЕРТЕКС» Георгий ПОБЕЛЯНСКИЙ.


Преференции особой зоны

– Георгий Эдуардович, против каких болезней делают лекарства предприятия петербургского фармкластера?

– Если речь об оригинальных отечественных препаратах, которые уже можно купить в аптеках, то они применяются для лечения самых разных заболеваний – от ОРВИ и диабета до аутоиммунных и онкологических. Сейчас разрабатываются много оригинальных лекарств, которые еще только выходят на доклинические и клинические исследования. На это уйдут годы, и производители не склонны афишировать свои планы заранее. Не стоит забывать, что многие производства в рамках фармкластера еще только строятся, поэтому говорить о массовом выпуске лекарств пока преждевременно.


– Проще ли выпускать лекарства в Петербурге, чем в других регионах страны?

– Производственный комплекс нашей компании всегда был в Петербурге, поэтому мне сложно сравнивать условия работы с другими регионами. Что привлекает фармбизнес в северную столицу, так это особая экономическая зона (ОЭЗ), резидентами которой мы также стали. На площадке «Новоорловская» в Приморском районе мы сейчас строим современный завод. В рамках ОЭЗ есть много преференций: подключение к энергосетям, подведение инженерных коммуникаций до территории строительства нашего завода, налоговые льготы. Это побудило нас к расширению производства именно в Петербурге.


– На какой стадии находится строительство фармацевтических заводов на площадке «Новоорловская»?

– Запуск первой очереди запланирован на весну 2015 года. Общие инвестиции в строительство комплекса составят 3,6 млрд рублей. По данным администрации ОЭЗ, мы – вторые в петербургском фармкластере по объему инвестиций, вложенных в строительство завода на площадке «Новоорловская» после компании «Новартис Нева». Свои заводы здесь же возводят компании «Витал Девелопмент Корпорэйшн» и «МБНПК «Цитомед». Ожидается, что некоторые из них могут быть открыты в конце этого – начале следующего года.


– В вашей компании есть своя служба по науке, сейчас это принято называть R&D-центр (от англ. Research and Development). Какие исследования вы там проводите?

– Да, у нас есть собственная служба по науке, в которую входит R&D-центр. По данным аналитического отчета компании Synergy Research Group, в 2013 году в России мы были вторыми по количеству начатых клинических исследований. Мы разрабатываем дженерики, квазиоригинальные и оригинальные препараты. Наша служба по науке также разрабатывает и три новых оригинальных препарата, перспективных для лечения широко распространенных заболеваний. Над этими проектами мы работаем с 2007 года, разработки уже защищены рядом патентов.


– О том, что дженерики – это точные копии брендовых лекарств, у которых истек срок патента, наши читатели уже знают. А что такое квазиоригинальные препараты?

– Это средства, созданные на основе уже известных, но с новой комбинацией веществ, в новой форме выпуска, дозировке или с новым способом приема лекарств. Сейчас мы проводим исследование шести собственных квазиоригинальных препаратов. Выпуск первого из них запланирован на 2015 год.


Игра по правилам


– Новые производства строятся по стандарту надлежащей производственной практики (GMP – от англ. Good Manufacturing Practice). Но в этом году сертификацию по GMP должны были пройти все фармацевтические заводы России. Успешно ли идет этот процесс?

– Сертификация с 1 января 2014 года введена только для компаний, уже выпускающих традиционные лекарственные средства широкого применения. Для производителей специализированных препаратов срок отложен на 2015 – 2016 гг. Конкретных сроков прохождения сертификации по стандартам GMP, вступившим в силу с 2014 года, нет. Здесь все зависит от возможностей Минпромторга, ведь этому органу придется проверить около 600 предприятий России. Переходный период займет около трех лет.


– Ассортимент выпускаемой отечественными фармкомпаниями продукции во многом определяется федеральной программой «Фарма-2020». Ее основная цель – импортозамещение. Когда петербургские фармацевтические заводы будут готовы заменить заграничные лекарства своими?

– Стратегия «Фарма-2020» – это долгосрочный проект правительства РФ. И государству, и российскому бизнесу выгодно, чтобы отечественная фармотрасль развивалась, а ее представители могли конкурировать с иностранными игроками по качеству и цене продукции. До 2020 года половина всех лекарств, потребляемых в России, должна производиться на территории нашей страны. Если к локальной продукции отнести лекарства, выпущенные за границей, но упакованные в России, то в этом случае, по подсчетам некоторых экспертов, доля отечественной продукции сейчас уже достигает 45%. Доля полностью российских препаратов приближается к 30%.


– Некоторые эксперты опасаются, что из-за вступления в силу федерального закона «О контрактной системе» регионы в ближайшем будущем могут столкнуться с нехваткой самых обычных лекарств...

– Как показывает практика нашей компании, опасения не имеют оснований. Этот закон сделал схему проведения госаукционов по закупкам лекарств более прозрачной и ограждает от участия в тендерах недобросовестных поставщиков. К примеру, если снижение цены заявленного на аукционе препарата составляет более 25%, участник тендера обязан предоставить соответствующие документы от производителя лекарства либо подтверждение, что он ранее приобрел его по указанной стоимости.

Потребители в свою очередь получат продукцию лучшего качества по минимальной цене. Обеспечение лекарствами регионов не зависит от количества проводимых госаукционов. Сокращение их числа на данный период объяснимо: оно связано с тем, что основная масса годовых крупных аукционов проходит в последнем квартале календарного года. Следует учесть, что аукционы проводятся ежегодно, лекарства поставляются раз в месяц, квартал, полгода. Поэтому потребность в объеме поставок просчитывается заранее. Кроме того, в регионах могут проводиться дополнительные аукционы за счет как федерального, так и местного бюджета, что также должно гарантировать бесперебойное поступление лекарств.

Читать онлайн-версию интервью

Image

Рейтинг@Mail.ru